Остеохондрома - лечение в Израиле

Доброкачественные опухоли костной ткани

Остеохондрома относится к доброкачественным опухолям костей, которые возникают в костях, появляется по причине нарушения нормального развития кости в эпифизарной хрящевой пластике. Остеохондрома является наиболее часто встречающимся образованием кости.

Проявляется, как правило, в детском или юношеском возрасте. Одинаково часто встречаются у лиц обоего пола.

Остеохондрома может быть как солитарной, так и множественной.

Остеохондрома состоит из костного основания и его хрящевого покрытия.

Интенсивность ее роста совпадает с интенсивностью роста скелета. По окончании периода роста прекращается и рост экзостоза. Интенсивный рост экзостоза или возобновление его роста после остановки роста скелета характеризует его превращение в хрящевую опухоль - хондрому или вторичную хондросаркому, т. е. опухолевая трансформация экзостоза происходит только за счет его хрящевого покрытия.

Наличие единичных или множественных костной плотности образований разной величины (от нескольких до десятков сантиметров), локализующихся в метафизе длинной трубчатой кости или в плоских костях и неподвижных по отношению к кости. Как правило, безболезненных.

Рост опухоли медленный и прекращается с ростом организма. Клинические размеры приблизительно соответствуют рентгенологическим. Чаще всего локализуются в метафизарных отделах плечевой, большеберцовой и бедренной костей, но может встречаться в подвздошной кости, лопатке, позвоночнике.

Как правило, небольшие по размеру образования не имеют какой-либо клинической симптоматики и случайным образом обнаруживаются, когда человек нащупывает у себя на кости «шишку». Остеохондромы крупного размера могут передавливать сухожилия, мышцы и нервы. В таких ситуациях пациенты обращаются за врачебной помощью по причине сильных болевых ощущений, а также нарушенных функций пораженной конечности. При ощупывании опухоли врач отмечает наличие неподвижного, плотного и безболезненного образования. Кожный покров над опухолью обычно не изменен, отличается нормальной температурой. Если образовывается сумка над твердым образованием можно прощупать еще одно, уже значительно более подвижное и мягкое.

Остеохондрома

К общей симптоматики болезни относят также такие признаки: болевые ощущения в мышцах, которые окружают вырост наличие типичного болевого синдрома при выполнении одинаковых физических упражнений недостаточно большой рост ребенка, не отвечающий его возрасту одна рука или нога может быть длиннее, чем другая.

В ряде случаев больные обращаются к доктору со спонтанным переломом в пораженной области.

На рентгенограммах определяется изменение формы за счет наличия дополнительного образования, исходящего тонкой или широкой ножкой из кости.

Контур кортикального слоя четкий, плавно переходит в основание ножки.

Дистальные отделы образования имеют неровный контур. Возможны известковые вкрапления. Иногда отмечается увеличение объема мягких тканей над образованием и оттеснение мышечных групп.

Клинико-рентгенологическая картина настолько характерна, что, как правило, нет необходимости в дифференциальном диагнозе.

Озлокачествление солитарных остеохондром отмечается в 1-2% случаев, множественных остеохондром - в 5-10% случаев. Чаще озлокачествление происходит при локализации в костях таза и лопатке.

Озлокачествление остеохондромы проявляется заметным ускорением роста опухоли, могут появляться боли. На рентгенограммах появляются размытость контуров, увеличение обызвествлений в мягкотканном компоненте опухоли. Характерно значительное несоответствие клинических и рентгенологических размеров опухоли (клинические размеры значительно больше), что объясняется наличием рантгенопрозрачного хрящевого компонента, за счет которого и растет опухоль. В случае озлокачествления тактика лечения как при хондросаркоме.

Остеохондромы представляют костные выросты с хрящевым покрытием. Хрящевая ткань имеет строение гиалинового хряща, но обычно клетки в нем располагаются беспорядочно.

Нередко у молодых лиц строение хряща приближается к строению хондромы. Обычно хрящевое покрытие не отграничено от костной ткани субхондральной костной пластинкой и хрящевая ткань продолжается в подлежащую костную ткань экзостоза в виде нерегулярно расположенных участков.

Единственным методом лечения в клиниках Израиля является хирургический - краевая резекция кости с обязательным удалением основания ножки экзостоза.

Пластики краевого дефекта кости не требуется. Оперативное лечение показано в случае начала роста опухоли или когда остеохондрома ограничивает движения в близлежащем суставе. В остальных случаях - динамическое наблюдение.

Прогноз хороший. После удаления остеохондромы наступает стойкое выздоровление.