Хондросаркома - лечение в Израиле

Злокачественные опухоли кости

Хондросаркома представляет собой злокачественную опухоль костной ткани.

Хондросаркома составляет около 10% первичных злокачественных опухолей костей и встречается в 2 раза чаще опухоли Юинга и в 2 раза реже остеогенной саркомы.

По некоторым статистикам хондросаркома наблюдается еще чаще (до 20% всех злокачественных опухолей костей).

Различают первичную и вторичную хондросаркомы, последняя возникает в результате озлокачествления доброкачественных хрящевых опухолей или хрящевых дисплазий.

Хондросаркома возникает в любом возрасте, но характерен средний возраст (40- 50 лет). Самым молодым больным, у которого была диагностирована хондросаркома, был 6-летний ребенок, самым старым - больной 80 лет. Мужчины болеют в 1,5-2 раза чаще женщин.

Частой локализацией первичной хондросаркомы являются кости таза, ребра, бедро и плечо. К редким локализациям хондросаркомы можно отнести пальцы кисти.

Существует определенная закономерность: чем меньше степень злокачественности опухоли, тем позже появляются симптомы заболевания, и чем выше злокачественность хондросаркомы, тем раньше она начинает клинически проявляться.

Хондросаркома

Основными симптомами опухоли данной локализации являются следующие:

• Боли в костях, интенсивность которых со временем нарастает. Болевые ощущения присутствуют даже в покое, как правило, никакими лекарственными средствами их купировать нельзя (требуется применение только наркотических анальгетиков)
  • Появляется локальная припухлость, которая может приводить к искривлению кости (это признак запущенности патологического процесса)
  • Локальное повышение температуры над хондросаркомой
  • Расширение вен на пораженном участке тела
  • Внезапно возникающие переломы.

Также возникает и клиническая симптоматика, связанная со сдавливанием рядом расположенных органов (это зависит от локализации опухоли). Так, при хондросаркомах таза возможно нарушение мочеиспускания, недержание мочи, запоры, боли в ягодичной области, возникающие на фоне резкого нарушения кровообращения.

До появления специфических симптомов хондросаркомы на начальном этапе появляются общие признаки, которые носят имя Савицкого. Они включают в себя:

• Общую слабость
  • Головную боль
  • Быструю утомляемость
  • Отвращение к мясной пище
  • Снижение аппетита
  • Потеря массы тела и т.д.

Рентегнологически хондросаркома характеризуется наличием центрально или эксцентрически расположенного очага деструкции остеолитического характера, чаще больших размеров, с нечеткими контурами и отсутствием зоны склероза. Характерны участки обызвествления в проекции очага деструкции кости.

При эксцентрическом расположении опухоли или при увеличении размеров, центрально расположенной хондросаркомы, наблюдается истончение, вздутие и разрушение кортикального слоя с проявлением экстраоссального компонента опухоли с участками обызвествления. Козырек Кодмена нехарактерен. Возможны слоистые и бахромчатые периостальные наслоения. Различают центральную хондросаркому (из внутренних отделов кости) и периферическую (из поверхностных слоев кости, врастающую в окружающие мягкие ткани).

При развитиии периферической, экстраоссального типа хондросаркомы кость может быть почти не изменена, а в прилежащих мягких тканях определяется добавочное образование. Нередко на фоне этой мягкотканной тени имеются очаги обызвествления, которые при компьютерной томографии выявляются постоянно, что является характерным признаком для этой опухоли.

Патоморфологическая диагностика хондросарком, в типично выраженных и далеко зашедших случаях, обычно не представляет затруднений. Однако ткань опухоли имеет различную степень анаплазии. Еще одной особенностью хондросаркомы, присущей только этой опухоли, является ее способность прорастать в полость вен и продолжать рост в просвете венозного, как правило, магистрального сосуда. Определяющим диагностическим признаком хрящевой природы опухоли является межуточное вещество, количество и качество которого значительно варьирует.

Выраженный полиморфизм клеток с фигурами атипичных митозов при хондроидном характере межуточного вещества с участками некрозов и миксоматозного превращения не вызывает трудностей в постановке диагноза.

Биопсию опухоли следует проводить так, чтобы очаг поражения вместе с биопсийным раневым каналом по ходу операции был убран целиком в пределах здоровой ткани без его вскрытия, чтобы рана не оказалась обсемененной опухолевыми клетками.

Описана также мезенхимальная и недифференцированная формы хандросаркомы, протекающие более злокачественно, а также светлоклеточная форма хондросаркомы, близкая по своему строению к хондробластоме . Наиболее характерным элементом гистологической картины являлись своеобразные "светлые” клетки, содержащие включения гликогена, а также многоядерные гигантские клетки.

Основным методом лечения хондросарком в клиниках Израиля является радикальное оперативное удаление опухоли в пределах здоровых тканей.

Чрезвычайно важным является абластичность проведения операции - удаление костной и мягкотканной опухоли единым блоком с запасом окружающих здоровых тканей, чтобы избежать попадания опухолевых клеток в рану.

При отсутствии большого мягкотканного компонента опухоли показаны резекции суставных концов длинных трубчатых костей или их тотальное удаление с эндопротезированием дефекта.

При локализации в лопатке и костях таза - межлопаточно-грудная и межподвздошно-брюшная резекции соответственно.

При больших размерах опухоли - ампутация (экзартикуляция). Прогноз после радикальной операции при хондросаркоме благоприятен. Но удаление опухоли технически оказывается невозможным при некоторых ее локализациях, например, в крестце, позвоночнике.

Лучевое лечение хондросарком дает лишь временный, паллиативный (обезболивающий) эффект. Химиотерапия при хондросаркоме не используется.

Исходы лечения и судьба больных с хондросаркомой прямо коррелирует со степенью анаплазии этой опухоли.