Как проявляется рак поджелудочной железы - лечение в Израиле

На какие симптомы следует обратить внимание

Характерные признаки рака поджелудочной железы представляют собой следствие трех клинических феноменов, имеющих прямое отношение к растущей опухоли. Речь идет об интоксикации, компрессии, обтурации.

Феномен компрессии обнаруживает себя болевыми ощущениями, которые возникают вследствие сдавления опухолью нервных стволов или ее прорастания.

Феномен обтурации появляется, если опухоль, которая постоянно увеличивается в размерах, обтурирует панкреатический проток, общий желчный проток, двенадцатиперстную кишку, а также сдавливает селезеночную вену. В результате обтурации общего желчного протока возникает желчная гипертензия, с которой непосредственно связано появление кожного зуда, механической желтухи, мочи темного цвета, обесцвеченного кала, увеличение желчного пузыря и печени. Желчная гипертензия – это тяжелое патологическое состояние, определяющее дальнейшую судьбу пациента. Она становится причиной апатии, головной боли, брадикардии, повышенной раздражительности, приводит к нарушениям обмена веществ, нервной и сердечно-сосудистой систем, функций печени. Исходом интенсивной и продолжительной желтухи является печеночно-почечная и печеночная недостаточность, а также холемические кровотечения.

Как проявляется рак поджелудочной железы?

Феномен интоксикации в первую очередь проявляется общей слабостью, снижением аппетита, потерей веса. Данные симптомы довольно часто наблюдаются при онкологии поджелудочной железы, потому как они обуславливаются как влиянием самой опухоли, так и нарушением некоторых функций кишечного пищеварения.

В клинической картине рассматриваемого заболевания характерными симптомами являются следующие: лихорадка, потеря массы тела, кожный зуд, желтуха, снижение аппетита, боль.

Наиболее частый симптом – боль, она наблюдается у 70-85% пациентов. Практически у половины больных она возникает за несколько недель до желтухи и не зависит от локализации опухоли. В прошлом было распространено представление, будто рак головки поджелудочной железы характеризуется безболевой желтухой, однако сегодня известно, что это мнение – ошибочно. Как правило, боль возникает в результате сдавлению опухолью нервных стволов или ее прорастания, реже она бывает результатом закупорки вирсунгова или желчного протока или перитонеальных явлений по причине обострения сопутствующего панкреатита.

Расположение опухоли влияет на локализацию боли. При раке головки болевые ощущения присутствуют в надчревной области или предреберье, рак хвоста и тела поджелудочной железы характеризуется болью в надчревной области и в левом подреберье, однако может обнаруживаться болевыми ощущениями в правой подреберной области. Диффузное поражение отличается разлитой болью в верхней половине живота. У многих пациентов боль сосредотачивается только в одном месте. У некоторых – иррадирует в межлопаточную область или в позвоночник, в более редких случаях – в правую лопатку. Если опухоль закупоривает вирсунгов проток или сопровождается панкреатитом, появляется приступообразная опоясывающая боль.

У разных больных интенсивность боли не является одинаковой. Некоторые пациенты жалуются на чувство распирания, давления или на постоянную ноющую и тупую боль, другие говорят об острой боли в надчревной области или правом подреберье. В ряде случаев на фоне регулярных болевых ощущений появляются приступы боли острого характера, которые могут длиться как несколько минут, так и несколько часов. Установлено, что боль значительно чаще появляется или становится более интенсивной в ночное или вечернее время, когда больной лежит на спине. После обильного приема жирной пищи и спиртных напитков боль также может усиливаться.

Ярким симптомом онкологии головки поджелудочной железы является желтуха. Она отмечается у 70-80% больных. Появление желтухи обусловлено тем, опухоль прорастает в желчный проток, а желчь застаивается в желчевыводящей системе. Также она может возникать при раке хвоста и тела поджелудочной железы, в таких случаях желтуха вызвана, во-первых, метастазами в лимфатические узлы и, во-вторых, сдавлением общего желчного протока. Очень редко желтуха бывает первым симптомом рассматриваемого заболевания, гораздо чаще ей предшествует потеря массы тела или болевые ощущения. Желтуха имеет механический характер, и ее развитие происходит постепенно, причем ее интенсивность неизбежно усиливается. От того, насколько продолжительна закупорка, оттенок желтушного окрашивания кожи изменяется. Поначалу цвет кожи – ярко-желтый с красноватым оттенком, который обусловлен накапливающимся билирубином. Далее, по мере окисления билирубина, оттенок желтухи становится зеленоватым.

Желтуха всегда сопровождается изменением цвета кала и мочи. Так, каловые массы обесцвечиваются, а окраска мочи становится коричневой. Порой изменения кала и мочи происходят до появления желтухи.

Что касается кожного зуда, то он появляется из-за раздражения кожных рецепторов желчными кислотами. У большей части больных зуд наблюдается при желтухе на почве онкологии поджелудочной железы. Обычно он возникает уже после развития желтухи, при большом количестве билирубина в крови, однако в некоторых случаях пациенты жалуются на зуд кожных покровов в дожелтушном периоде. Наличие кожного зуда существенным образом ухудшает самочувствие пациентов, нередко становится причиной повышенной раздражительности и бессонницы, часто приводит к расчесам, следы которых заметны на коже.

Один из самых важных симптомов – снижение массы тела. Она связана с интоксикацией (возникает из-за растущей опухоли), а также нарушением кишечного пищеварения вследствие панкреатических и желчных протоков. Резкое похудание наблюдается у большей части больных, может быть первым симптомом онкологии поджелудочной железы и предшествует появлению желтухи и болевых ощущений.

Более чем у половины пациентов снижается аппетит. Достаточно часто возникает отвращение к мясной или жирной пище. Снижение аппетита и похудание сочетаются с нарастающей утомляемостью, слабостью, порой рвотой и тошнотой. Также после еды может появляться чувство тяжести и изжога, возникать понос, запор, метеоризм, нарушаться функция кишечника. Стул серо-глинистого цвета, обильный, со зловонны и неприятным запахом.