Неходжкинская лимфома - лечение в Израиле

Виды лимфом

Существует две группы лимфом. Неходжкинские лимфомы – это лимфомы, не являющиеся лимфогранулематозом. Решение о принадлежности к болезни Ходжкина либо к группе неходжкинских лимфом врачи принимают после проведения гистологического исследования ткани, взятого при биопсии. Если в ходе микроскопического исследования находят клетки Березовского-Штернберга-Рида, специфические именно для болезни Ходжкина, то ставится диагноз болезни Ходжкина. И наоборот, если такие клетки не находят, то лимфома автоматически относится к группе неходжкинских.

Существует много подвидов неходжкинских лимфом. Они отличаются и по клиническим проявлениям, и по гистологической картине, и, очевидно, по подходам к лечению. Одни виды лимфом имеют благоприятное и медленное течение, иногда долгий период не требуют специального лечения. Такие виды заболевания называют индолентными. Другой тип лимфом, напротив, отличается большим количеством симптомов, быстрым прогрессированием, и требует незамедлительного начала лечения. Такие заболевания принято называть агрессивными. В современной медицине встречаются лимфомы и с промежуточными характеристиками. Наиболее часто аномальный рост лимфоцитов берет свое начало в лимфоузлах, это провоцирует развитие классического варианта лимфомы, которая сопровождается увеличением лимфоузлов. Но встречаются и такие виды лимфом, при которых лимфоузлы не увеличиваются, в связи с тем, что заболевание возникает первично не в них, а в других органах (желудке, селезенке, головном мозге, легких, кишке). Такой тип лимфом называется экстранодальными.

Неходжкинская лимфома

Долгий период во многих странах практиковали разделение лимфом на разные классификации, существовало множество разных терминов и названия для обозначения одного и того же подвида неходжкинской лимфомы. Это, само собой, создавало огромные трудности и для пациентов, и для врачей. Потому в 2001 году международным сообществом были выработаны единые подходы по поводу классификации этих заболеваний. Было принято единую классификацию ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), которой на сегодняшний день пользуется большинство стран мира.

Различают 29 типов данного заболевания по количеству разновидностей раковых клеток.

Поиск и разработка наиболее эффективных методов лечения неходжкинских лимфом является одной из очень актуальных и наиболее сложных задач, стоящих перед современной онкогематологией.

Для выбора оптимальной тактики ведения данной группы пациентов необходимо иметь точную морфологическую и иммунофенотипическую оценку опухолевых элементов, так как патологический процесс может находиться на разных стадиях клеточной дифференцировки и обладать определённой морфологической изменчивостью, которая, по сути, свойственна всем опухолям, исходящим из лимфоидной ткани.

К сожалению, даже самая качественная диагностика и корректно подобранная терапия отнюдь не всегда способны гарантировать достижение стойкой, длительной ремиссии.

Благодаря последним современным разработками в Израиле появились принципиально новые лекарственные препараты на основе моноклональных антител, которые дают как больным, так и врачам повод для оптимизма. Данные препараты позволяют улучшить прогноз и увеличить долю излеченных пациентов. Кроме того, во многом именно благодаря их появлению за последние годы достигнут значительный прорыв в развитии альтернативных донорской трансплантации куративных (искореняющих) терапевтических схем.

Программа ведения пациентов разрабатывается с учётом свойств конкретного патологического процесса. Так, больные с индолентными неходжкинскими лимфомами, отличающимися медленным и благоприятным течением, на первом этапе вообще могут не получать специфического лечения, и, согласно ряду проведенных исследований, такая выжидательная тактика нисколько не сокращает продолжительность жизни.

При возникновении симптомов, свидетельствующих о поражении внутренних органов либо быстром прогрессировании проводится радиотерапия, моно- или же полихимиотерапия, назначаются упомянутые выше моноклональные антитела (так называемая таргетная терапия), в том числе и совместно с цитостатическими средствами, иногда проводится интенсивная химиотерапия в сочетании с аутологичной/аллогенной трансплантацией стволовых гемопоэтических клеток.

Если говорить об агрессивных неходжкинских лимфомах, их лечение даже на самых первых порах развития болезни предполагает полихимиотерапию с облучением либо без него.

У лиц с рецидивными формами индолентных лимфом или при резистентности к начальному лечению в принципе сохраняется столь же широкий выбор вариантов терапии, как и у первичных больных, за исключением только выжидательной тактики.

При позднем (более одного года) небольшом по объёму рецидиве возможно применение радиотерапии, монохимиотерапии (например, циклофосфаном или хлорамбуцилом) либо полихимиотерапии с включением антрациклинов или без них, а также использование сверхвысоких доз цитостатиков с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток.

Если же имеет место более резистентный характер течения опухоли, используют полихимиотерапию с добавлением пуриновых аналогов (флударабина) и высокодозную химиотерапию. При этом необходимо учитывать, что менее агрессивные подходы характеризуются меньшей эффективностью, но одновременно они обладают и меньшей затратностью и токсичностью.

В каждом конкретном случае тщательно взвешиваются все «за» и «против» и выбирается наиболее оптимальный для пациента вариант лечения.