Доброкачественные опухоли головного мозга - лечение в Израиле

Опухоли головного мозга

Доброкачественные опухоли мозга отличаются медленным ростом, а также явными четкими границами роста, которые определяются на КТ или МРТ. Они крайне редко дают метастазы или перерождаются в злокачественные опухоли. Хорошей новостью касательно доброкачественных является то, что они могут быть излечимы без операции и, обычно, не рецидивируют.

Точной причины появления доброкачественных опухолей мозга неизвестно. Однако, считается, что предрасполагающими факторами могут быть генетические аномалии, воздействие радиации или длительное действие химических веществ, например, хлорид винила, формальдегид и др.

Однако, сами по себе доброкачественные опухоли головного мозга могут проявляться точно так же, как и злокачественные, так как и те, и другие вызывают сдавление структур мозга, в том числе и жизненно важных.

Начальные проявления доброкачественных опухолей мозга могут быть стертыми и не вызывать подозрений относительно онкологии, пока она не достигнет таких размеров, когда наступает сдавление тех или иных отделов мозга. Один или несколько симптомов могут появиться в случае доброкачественной опухоли мозга. Эти симптомы не являются специфичными и могут отмечаться так же и при других заболеваниях.

• Нарушения зрения, слуха, обоняния.
  • Нарушения равновесия и координации движений
  • Нарушение ментальных качеств, например, нарушение внимания, концентрации, памяти или речи
  • Внезапные судороги
  • Подергивания скелетных мышц
  • Частая тошнота и/или рвота без особой причины
  • Частичный или полный паралич лица
  • Частые головные боли
  • Онемение конечностей

Доброкачественные опухоли головного мозга

Большинство доброкачественных опухолей головного мозга происходят из ткани мозга или других тканей, относящихся к нему, например, нервов, артерий или вен. Чаще всего среди доброкачественных опухолей мозга отмечаться:

• Менингиома - самая частая опухоль мозга, встречается в 20% случаев всех опухолей мозга и развивается из тканей твердой оболочки головного и спинного мозга.
  • Акустическая шваннома - опухоль из т.н. шванновских клеток, которые покрывают все структуры нервной системы, в особенности черепно-мозговые и спинно-мозговоые нервы. Доля шванном среди доброкачественных опухолей головного мозга составляет примерно 9%.
  • Опухоли гипофиза - этот тип опухолей характеризуется тем, что продуцирует гормоны гипофиза. Опухоли гипофиза (обычно, аденома) возникают у 1 на 1000 человек. 15% всех опухолей мозга - опухоли гипофиза.
  • Гемангиобластомы - это опухоли, исходящие из сосудистой ткани, иногда в форме кист. Встречается в 2% случаев всех опухолей мозга.
  • Краниофарингиома- это кистозное опухолеподобное образование, развивается из эмбриональных клеток гипофизарного хода (т. н. кармана Ратке). Обычно встречается у детей и составляет от 1 до 4 % всех первичных внутричерепных новообразований.
  • Папиллома хориоидного сплетения - это редкая опухоль мозга, которая встречается в 1% случаев всех опухолей мозга. Обычно она встречается у детей, как правило до 3 лет. Ее особенностью является то, что она нарушает свободную циркуляуию спинномозгового ликвора, в связи с чем возникают симптомы повышенного внутричерепного давления: тошнота, рвота, вялость, снижение активности. Так как эту опухоль начали специально изучать только недавно, имеется еще очень мало данных по прогнозу и лечению.

Среди других редких доброкачественных опухолей головного мозга можно отметить эпидермоидные и дермоидные кисты.

Основной способ лечения доброкачественных опухолей мозга - краниотомия - вскрытия черепной коробки и иссечение опухоли с последующей лучевой терапией. Чаще всего лучевая терапия проводится в традиционном виде - дистанционная ЛТ, либо в виде протонной терапии или радиохирургии - гамма-ножа или кибер-ножа.

В перечне препаратов для медикаментозной терапии при опухолях мозга широко применяются кортикостероиды, так как они уменьшают отек ткани мозга.

Неизлечимые доброкачественные опухоли головного мозга встречаются редко. Почти у 70% детей после операции отмечается улучшение состояния. Иногда могут быть отдаленные последствия в виде затруднения речи, зрения или снижения выносливости.

После оперативного лечения по поводу опухоли мозга примерно у 50% взрослых в возрасте 20 - 44 лет были нормальные показатели 5-летней выживаемости. В возрастной группе старше 65 лет этот показатель снижался до 5%.